Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профильный социально-экономический класс обеспечивает учащимся условия для углублённого изучения предметов: математика, экономика, обществознание и право по программам среднего общего образования социально-экономического профиля, социализации учащихся, реализации преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования; дифференциации содержания обучения старшеклассников.
Профильное образование предполагает создание условий для глубокого овладения учащимися знаниями по избранным учебным предметам с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности в социально-экономической сфере. При этом систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, в связи с чем исследование, цель которого - изучение методики обучения решению экономических задач при реализации межпредметных связей математики и экономики в 10-11 классах социально-экономического профиля, является актуальным.
Для достижения поставленной цели бы ли сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать математику с точки зрения ее связи с другими науками;
- проанализировать экономические аспекты в курсе математики для 10-11 классов;
- исследовать методические особенности обучения экономическим задачам в курсе математики 10-11 классов социально-экономического профиля;
- дать оценку способностям учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля к решению экономических задач на конкретном примере;
- охарактеризовать специфику преподавания в классах с социально-экономическим профилем;
- привести критерии и результаты оценки способности учащихся к решению экономических задач;
- привести элементы предлагаемой методики;
- предложить ход и результаты педагогического эксперимента.
Объектом исследования в данной работе является методика обучения, а предметом – экономические задачи в курсе математики для 10-11 классов.
Материалом исследования послужили работы Расуловой П. А., Русиковой Н. В., Максимовой Ж. С., Гайдуковой Н. Н., Федоровой В. Н., [1-5], посвященные связям математики с другими предметами, а также работы Климовой Н. А., Хуторского А. В., Хидиятулина З. А., Баротова М. У. и др., посвященные межпредметным связям математики и экономики [6-9] и методам преподавания экономики в курсе математики в трудах Максимовой В. Н., Черкес-Заде Н. И., Белова Т. В. и др. [10-12]. Кроме того, были проанализированы существующие рабочие программы и учебники по математике для классов с социально-экономическим профилем с точки зрения экономических задач [13-20].
Для достижения цели исследования было организовано опытное обучение в период с 01.10.2019 по 01.11.2019 на базе общеобразовательной школы № 134 г. Санкт Петербурга, в 10 «А» классе социально-экономического профиля. В классе обучаются 29 обучающихся, из них: мальчиков – 9, девочек -20. Возраст обучающихся – 16-17 лет; уровень подготовки – средний.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты можно будет применит в анализе методик преподавания экономики в курсе математики для старшеклассников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в нем приводится педагогический эксперимент, который можно будет применить, для других предметов, имеющих межпредметную связь.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Экономические задачи с точки зрения межпредметных связей математики и экономики в 10-11 классах и особенности методики их решения
1.1. Математика с точки зрения связи с другими науками
Математика опирается как на логику, так и на творчество, и ее используют как для множества практических целей, так и для интересов самой математической науки. Для некоторых людей, и не только профессиональных математиков, сущность математики заключается в ее красоте и интеллектуальном вызове. Для других, включая многих ученых и инженеров, главная ценность математики — это то, как она может быть применена в их работе.
Из-за своей абстрактности математика универсальна в том смысле, в котором нет других областей человеческой мысли. Он находит полезные применения в бизнесе, промышленности, музыке, исторической науке, политике, спорте, медицине, сельском хозяйстве, инженерии, а также в социальных и естественных науках. Особенно сильна связь между математикой и другими областями фундаментальной и прикладной науки. Это так по нескольким причинам, в том числе по следующим:
Союз математики и других наук имеет долгую историю, насчитывающую много веков. Науки предоставляют математике интересные задачи для исследования, а математика предоставляет наукам мощные инструменты для анализа данных. Часто абстрактные модели, которые математики изучали ради самих себя, намного позже оказывались очень полезными в науке. И математика, и остальные науки пытаются обнаружить общие закономерности и взаимосвязи, и в этом смысле они являются частью одного и того же начинания.
Математика - главный язык науки в целом. Символический язык математики оказался чрезвычайно ценным для однозначного выражения научных идей. Утверждение, что a = F / m - это не просто сокращенный способ сказать, что ускорение объекта зависит от приложенной к нему силы и его массы; скорее, это точное определение количественной взаимосвязи между этими переменными. Что еще более важно, математика обеспечивает грамматику науки - правила для тщательного анализа научных идей и данных.
Математика и естествознание имеют много общего. К ним относятся вера в понятном порядке; игра воображения и строгой логики; идеалы честности и открытости; критическая важность взаимной критики; ценность того, чтобы быть первым, кто сделает ключевое открытие; международный масштаб; и даже, с развитием мощных компьютеров, возможность использовать технологии, чтобы открыть новые области исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Расулова П.А. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАТЕМАТИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ (ТРУД). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Баку, 2006
2. Русикова Н.В. РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ И МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Махачкала, 2003
3. Максимова Ж.С. СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КУРСОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Томский государственный педагогический университет. Томск, 2004
4. Гайдукова Н. Н. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА КУРСАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. Материалы XIV молодёжной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Научно-издательский центр «Открытие». 2015, стр.72-76.
5. Федорова В. Н. Межпредметные связи в обучении естественно-математических дисциплин - М., 1980.
6. Климова Н. А. УСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ МАТЕМАТИКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ МЕТОДОМ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2004. - 167с.
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.59-64.
8. Хидиятулина З.А. Формирование у учащихся общих понятий при изучении предметов естественнонаучного цикла и математики // Материалы XVIII международной научно-практической конференции «Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов». - Челябинск, 2011.
9. Баротов М.У. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА. Педагогические науки. 2010. № 3 (42). С. 71-73.
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. -М.: Просвещение, 1984. -143 с.
11. Черкес-Заде Н.И. Межпредметные связи как условия совершенствования учебного процесса. - М.: 1966.
12. Белова Т. В. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА" ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_13079888_30369698.pdf
13. Рабочая программа. Математика 10-11 класс. Социально - экономический профиль. [Электронный ресурс] https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjz9IXvzK7rAhXos4sKHXq5COsQFjAAegQIAxAB&url=http%3A%2F%2Fseversk-school83.tom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fprogramms2017-2018%2FBrahnova%2Frp_mat-10-11.doc&usg=AOvVaw0YDp6VF_O8NxfD5PFL5u7J
14. Атанасян Л. С. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов. «Просвещение». 2011г.
15. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 и 11 классов. «Просвещение». 2007.
16. Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации к учебнику. - Поурочные разработки по геометрии 10, 11 класс. Москва 2010.
17. Учебник: «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл.общеобраз.учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2011г.
18. Саакян С. М., Гольдман А. М., Денисов Д. В. Задачи по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов. Москва: Просвещение
19. Шарыгин И. Ф. Решение задач - Москва: Просвещение, 1991.
20. Ивлев Б. М., Саакян С. М., Шварцбурд С. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа - Москва: Просвещение, 1997.
21. THE NATURE OF MATHEMATICS [Электронный ресурс] http://www.project2061.org/publications/sfaa/online/chap2.htm
22. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
23. Khomski N. (1972). Aspects of syntax theory. Moscow: Moscow university publishing house.
24. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010
25. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
26. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
27. Roca. E. and Tularam, G. A. Which way does water flow. Applied Economics, 44(23), 2012, pp.2935-2944.
28. Prichett, G. D., and Feinstein, S. P. Just-in-Time Mathematics: Integrating the Teaching
of Finance Theory and Mathematics. Primus, 9(2), 1999, 157-187.
29. Элективные курсы. Некоторые вопросы [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580559/#:~:text=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20(%D0%BE%D1%82%20%D0%BB%D0%B0%D1%82.,%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.
30. Задачный подход в реализации прикладной экономической направленности обучения математике [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/zadachnyi-podkhod-v-realizatsii-prikladnoi-ekonomicheskoi-napravlennosti-obucheniya-matemati